» Казахстанский Бухгалтерский форум www.balans.kz

Методические рекомендации о некоторых вопросах признания сделок недействительными от 5,09,19г.

 
Показать сообщения:
Начиная со старых .::. Начиная с новых


Автор: Iraida
Добавлено: #1  Вт Ноя 26, 2019 08:44:19
Заголовок сообщения:

А вот опубликованный анализ НПП в отношении Методических рекомендаций
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34821292



Автор: Дариюша
Добавлено: #2  Вт Окт 29, 2019 13:55:00
Заголовок сообщения:

Лебедева Татьяна, есть видеовыступление , посмотрите на сайте Атамекена, в фейсбук


Автор: Лебедева Татьяна
Добавлено: #3  Вт Окт 29, 2019 12:35:56
Заголовок сообщения:

которые приостановили как бы
Вот на это бы подтверждающий документ увидеть



Автор: angel051054
Добавлено: #4  Вт Окт 29, 2019 12:35:03
Заголовок сообщения:

Дариюша говорит:
НПП «Атамекен» дал правовую оценку и выступает за отмену методических рекомендаций. Особенно противозаконным считается пункт 7 методических рекомендаций, который гласит: В ходе налоговой проверки работники органов государственных доходов осуществляют проверку соблюдения налогового законодательства на предмет законности отнесения расходов на вычеты при определении налогооблагаемого дохода и в зачет сумм НДС, и при наличии достаточных оснований и доказательств вправе изменить суммы вычетов и зачета НДС без признания в судебном порядке сделок недействительными.

:bravo: :bravo: :bravo:
Приятно слышать , что НПП "Атамекен" от всех предпринимателей дала правовую оценку этим абсурдным методическим рекомендациям .
Может и не зря платим взносы в ПП , правда для моей компании 2 000 000 в год , многовато. :oops:



Автор: еркин
Добавлено: #5  Вт Окт 29, 2019 10:13:29
Заголовок сообщения:

:Rose:


Автор: vbnz
Добавлено: #6  Пн Окт 28, 2019 18:30:18
Заголовок сообщения:

«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов
Республики Казахстан
Султангазиев М.Е.
5 сентября 2019 года

1. Настоящие Методические рекомендации о некоторых вопросах порядка определения налоговых обязательств в случаях выявления признаков недействительности сделок разработаны в целях оказания правовой помощи работникам органов государственных доходов при установлении обстоятельств невозможности осуществления налогоплательщиком финансово-хозяйственной операции.
Методические рекомендации основываются на нормах Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Гражданского Республики Казахстан, Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 7 июля 2016 года № 6 «О некоторых вопросах недействительности сделок и применении судами последствий их недействительности», Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2017 года № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства».

2. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия и сокращения:

1) ГК - Гражданский кодекс Республики Казахстан;

2) ГПК - Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан;

3) УК - Уголовный кодекс Республики Казахстан;

4) КоАП - Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях;

5) Закон о бухгалтерском учете - Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

6) Нормативное постановление № 4 - Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2017 года «О судебной практике применения налогового законодательства»;

7) КПН - корпоративный подоходный налог;

8) НДС - налог на добавленную стоимость;

9) сомнительная операция - финансово-хозяйственная операция между налогоплательщиком и его контрагентом без фактической поставки товаров, оказания работ, услуг или осуществление такой операции с лицом, не указанным в первичных учетных документах (мнимая сделка).

3. Основными задачами органов государственных доходов являются обеспечение соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан, полноты, своевременности поступления налогов и платежей в бюджет, участие в реализации налоговой политики Республики Казахстан, в том числе борьба с теневой экономикой, являющаяся одним из приоритетных направлений государственной политики и важнейшим фактором экономической безопасности страны в целом.

4. В соответствии с нормами налогового законодательства органами государственных доходов осуществляется налоговый контроль.

Согласно статье 69 Налогового кодекса налоговый контроль за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан и иного законодательства Республики Казахстан осуществляется органами государственных доходов в форме налоговой проверки и иных формах контроля.

5. Работники профильных подразделений органов государственных доходов осуществляют налоговые проверки в соответствии с порядком, предусмотренным главой 18 Налогового кодекса по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов, платежей в бюджет и социальных платежей, в том числе по вопросам, изложенным в статье 142 Налогового кодекса.

В ходе проведения налоговых проверок работники профильных подразделений органов государственных доходов осуществляют проверку учетной документации налогоплательщика.

Учетная документация включает в себя документы, указанные в пункте 2 статьи 190 Налогового кодекса, в число которых входит: бухгалтерская документация, первичные учетные документы, налоговые формы, налоговая учетная политика, а также иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

6. Работниками органов государственных доходов могут выявляться признаки совершения сомнительных операций, как в ходе налоговых проверок, так и в ходе иных форм налогового контроля, в том числе камерального контроля.

7. В ходе налоговой проверки работники органов государственных доходов осуществляют проверку соблюдения налогового законодательства на предмет законности отнесения расходов на вычеты при определении налогооблагаемого дохода и в зачет сумм НДС, и при наличии достаточных оснований и доказательств вправе изменить суммы вычетов и зачета НДС без признания в судебном порядке сделок недействительными.

Согласно пункту 3 статьи 242 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса предусмотрено, что суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации.

Для целей налогового учета необходимо подтверждение фактического осуществления финансово-хозяйственной операции между налогоплательщиком и его контрагентом.

Наличие формально оформленных первичных учетных и других документов не свидетельствует о фактическом совершении финансово-хозяйственной операции.

Наличие товара (объекта, работ, услуг) в рамках мнимой сделки также не может свидетельствовать об обоснованности сведений налогового учета, поскольку такой товар (объект, работа, услуга) может быть приобретен от иного лица в рамках другой сделки либо незаконным путем.

8. Работники профильных подразделений органов государственных доходов в случае установления в ходе налоговых проверок фактов совершения сомнительных операций должны осуществить сбор доказательственной базы в соответствии с пунктом 15 настоящих Методических рекомендаций.

По завершении налоговой проверки составляется акт налоговой проверки в соответствии с требованиями статьи 158 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в актах налоговых проверок описываются выявленные нарушения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых нарушены.

В подтверждение фактов нарушения налогового законодательства к актам проверок прилагаются подтверждающие доказательства, в том числе указанные в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

9. Необходимо учитывать, что при совершении сомнительной операции участвуют две стороны: продавец (поставщик) и покупатель.

В отношении продавца (поставщика) работникам профильных подразделений органов государственных доходов следует принимать меры для рассмотрения вопроса о привлечении такого лица к уголовной либо административной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

В отношении покупателя работниками профильных подразделений органов государственных доходов осуществляется исключение соответствующих сумм расходов из вычетов и сумм НДС из зачета и, соответственно, корректировка налоговых обязательств налогоплательщика в ходе налоговых проверок в соответствии с пунктом 6 настоящих Методических рекомендаций.

10. При установлении работниками органов государственных доходов фактов совершения сомнительных операций в ходе иных форм контроля, в том числе камерального, в отношении покупателей предъявляются в суд иски о признании сделок недействительными в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса.

В целях подготовки исков о признании сделок недействительными для предъявления в суды работникам профильных подразделений органов государственных доходов необходимо осуществить сбор доказательственной базы для подтверждения факта осуществления сомнительной операции в соответствии с пунктом 15 настоящих Методических рекомендаций.

В отношении продавцов принимаются меры, предусмотренные пунктом 9 настоящих Методических рекомендаций.

11. Пунктом 6 Нормативного постановления № 4 установлено, что совершение субъектом частного предпринимательства действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству, влечет уголовную ответственность по статье 216 УК.

Выписка налогоплательщиком фиктивного счета-фактуры, а именно, выписанного плательщиком, не состоящим на регистрационном учете по НДС, а равно лицом, фактически не производившим выполнение работ, оказание услуг, отгрузку товаров, и включающего в себя сумму налога на добавленную стоимость, при отсутствии признаков уголовного правонарушения, влечет административную ответственность по статье КоАП.

12. В случае наличия признаков уголовного либо административного правонарушения работникам профильных подразделений органов государственных доходов следует направлять материалы в соответствующий орган для принятия решения о возбуждении производства по уголовному делу по статье 216 УК либо в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях возбуждать производство по делу об административном правонарушении по статье 280 КоАП.

В этой связи, органам государственных доходов необходимо принимать меры, направленные на привлечение к установленной законодательством ответственности лиц (продавцов), выписавших фиктивные счета-фактуры.

13. Согласно пункту 6 Нормативного постановления № 4 при невозможности привлечения к ответственности лица, выписавшего фиктивный счет-фактуру, органы государственных доходов имеют право обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском о признании сделки недействительной.

Невозможность привлечения к ответственности лица, выписавшего фиктивную счет-фактуру, не должна подтверждаться исключительно процессуальным решением по уголовному делу либо по делу об административном правонарушении.

14. Положения пункта 13 настоящих Методических рекомендаций не ограничивают право органов государственных доходов на подачу исков о признании сделки недействительными.

Обстоятельства невозможности привлечения лица, выписавшего фиктивную счет-фактуру, к административной либо уголовной ответственности следует указывать в исковом заявлении о признании сделки недействительной.

15. В случае наличия оснований для признания регистрации (перерегистрации) юридического лица недействительной, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, органы государственных доходов подают в суд соответствующие иски в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

16. Работникам профильных подразделений органов государственных доходов в целях сбора доказательственной базы для подтверждения факта осуществления сомнительной операции следует устанавливать обстоятельства (не ограничиваясь ими), указанные в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям, а также осуществлять сбор доказательств согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям.

17. Приведенные в настоящих Методических рекомендациях обстоятельства и доказательства не являются исчерпывающими, так как их установление и сбор зависит от рода и сферы деятельности, вида товара, работ и услуг, региона и других факторов влияющих на экономическую составляющую проводимых финансово-хозяйственных операций.

18. После сбора доказательств и подготовки материалов, подтверждающих факт совершения сомнительной операции, работниками профильных подразделений органов государственных доходов в течение десяти рабочих дней материалы передаются в юридические службы для подготовки иска о признании сделки недействительной.

19. Работники юридических служб в течение десяти рабочих дней проверяют предоставленные материалы на наличие достаточности обстоятельств и доказательств факта совершения сомнительной операции.

В случае необходимости доработки материалов работники юридических служб возвращают их в профильные структурные подразделения органов государственных доходов для доработки.

После доработки материалов, в сроки установленные пунктом 18 настоящих Методических рекомендаций, они повторно направляются в юридические службы.

20. Работникам юридических служб при подготовке иска необходимо соблюдать требования ГПК.

В исках о признании сделок недействительными помимо ссылок на нормы ГК, ГПК и Налогового кодекса, а также иного законодательства Республики Казахстан, необходимо указывать полные сведения о факте осуществления сомнительной операции с подробным раскрытием всех обстоятельств по делу, подтверждающими факт не осуществления финансово-хозяйственной операции, с приложением всех доказательств, в том числе указанных в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

21. В случае подачи иска о признании недействительными счетов-фактур, следует учитывать, что счета-фактуры не могут быть признаны сделками, совершенными в письменной форме. Счет-фактура может являться одним из доказательств совершения сделки, но не самой сделкой.

Если имеются только счета-фактуры и они приняты во внимание налогоплательщиком при исполнении своих налоговых обязательств, в соответствии с пунктом 5 Нормативного постановления № 4 предметом оспаривания должна являться сделка, подтверждающаяся наличием счетов-фактур.

22. В судебных заседаниях по делам о признании сделок недействительными, а также о признании регистрации (перерегистрации) юридического лица недействительной наравне с работниками юридических служб принимают участие работники профильных подразделений органов государственных доходов, выявившие факт осуществления сомнительной операции.

Работникам юридических служб и профильных подразделений органов государственных доходов необходимо обеспечить надлежащую подготовку к участию в судебном заседании в соответствии с нормами ГПК и приказом Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 9 декабря 2014 года № 73 «О дальнейших мерах совершенствования работы юридических служб органов государственных доходов».

23. Согласно пункту 6 Нормативного постановления № 4 в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон контрагенты вправе доказывать действительность сделки с их стороны в рамках гражданского процесса.

24. Работники органов государственных доходов при участии в судебном заседании пользуются всеми правами и осуществляют обязанности, предусмотренные статьей 46 ГПК.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
о некоторых вопросах
налогового администрирования

Доказательствами в качестве подтверждения отсутствия фактического совершения финансово - хозяйственной операции могут быть, в том числе следующие доказательства:

-счета-фактуры, в том числе выписанные и полученные в электронной форме (ЭСФ);

-заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (данные по импорту);

-декларации на товары (данные по импорту);

-налоговые отчетности налогоплательщиков и их контрагентов (в том числе декларации с нулевыми показателями либо их отсутствие);

-письма уполномоченных органов о наличии либо отсутствии имущества, необходимого для реализации товаров, работ, услуг;

-сведения уполномоченных органов об отсутствии установленных законодательством Республики Казахстан разрешительных документов для реализации товаров, работ, услуг;

-письма банков второго уровня о движении денежных средств;

-судебные акты, доказательства, полученные в рамках уголовного либо административного производства;

-акты налоговых обследований;

-сведения уполномоченных органов о нерезидентах, имеющих отношение к оспариваемым сделкам;

-решение о снятии налогоплательщика с регистрационного учета по НДС в период осуществления финансово-хозяйственной операции;

-пояснения руководителей и иных лиц, причастных к совершению сделок;

-первичные и иные документы, оформляемые при совершении сделок (отсутствие либо их недостоверное содержание);

-учредительные документы;

-документация по государственным закупкам, свидетельствующая об отсутствии контрагента в числе лиц, реализующих товары, работы и услуги;

-иные документы.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
о некоторых вопросах
налогового администрирования

Территориальные органы государственных доходов в целях сбора доказательственной базы для подтверждения отсутствия фактического совершения финансово - хозяйственной операции устанавливают в совокупности или в отдельности, а также с учетом достаточности фактов, следующие обстоятельства:

1) невозможность реального осуществления налогоплательщиком сделок (операции) с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных или трудовых ресурсов, производственных мощностей (складских помещений, транспортных средств), необходимых для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;

2) совершение сделок (операций) с товарами, работами или услугами, которые не производились (оказывались) или не могли быть произведены (оказаны) полностью или в объеме, указанном налогоплательщиком (налоговым агентом) в документах бухгалтерского учета;

3) отсутствие полного перечня документов, подтверждающих совершение сделок;

4) отсутствие экономической целесообразности совершения сделки, в том числе именно рассматриваемым контрагентом;

5) привлечение субподрядчиков, не отраженных в документах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;

6) обнаружение неблагонадежных контрагентов, или юридических лиц, чья регистрация (перерегистрация) признана недействительной, бездействующими, ликвидированными, банкротами, снятыми с регистрационного учета по НДС по решению органа государственных доходов на различных уровнях (с установлением взаимосвязанности с оспариваемой сделки);

7) отсутствие информации о контрагенте (документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга, отбора контрагента, источников информации о контрагенте, результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов);

8) отсутствие доказательств о происхождении реализуемых товаров (не подтверждение ввоза либо возникновения товара);

9) отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;

10) отсутствие у налогоплательщика информации о наличии у контрагента необходимого разрешения, если сделка заключается в рамках деятельности, требующей соответствующего разрешения;

11) отсутствие налогоплательщика и (или) его контрагента по юридическому адресу;

12) снятие с регистрационного учета по НДС;

13) является ли учредитель/руководитель юридического лица нерезидентом, находящимся за пределами Республики Казахстан, лицом ранее судимым, либо ранее являвшимся учредителем неблагонадежных компаний;

14) взаимосвязанность участников сделок (аффилированность, контроль юридического лица другим участником сделки);

15) неритмичный характер хозяйственных операций либо разовый характер операции;

16) осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

17) не подтверждение факта оплаты за реализацию товаров, работ, услуг;

18) удельный вес сделок, сумма взаиморасчётов по которым находится в пределах одной тысячи МРП;

Данный перечень указанных обстоятельств не является исчерпывающим.

Добавлено спустя 36 секунд:

это сами методички, которые приостановили как бы



Автор: Лебедева Татьяна
Добавлено: #7  Пн Окт 28, 2019 16:28:42
Заголовок сообщения:

Председатель КГД МФ РК Султангазиев Марат Елеусизович подтвердил приостановление Методических рекомендаций и КГД МФ РК ждет предложений по внесению изменений и уточнений в них.
Хорошо бы увидеть письменное подтверждение..)[/b]



Автор: Дариюша
Добавлено: #8  Пн Окт 28, 2019 10:41:06
Заголовок сообщения:

Выступая на VI съезде Президиума НПП «Атамекен» Заместитель Председателя Правления, Член Правления Журнусов Рустам Манарбекович отметил, что «Методические рекомендации о некоторых вопросах порядка определения налоговых обязательств в случаях выявления признаков недействительности сделок», утвержденные Председателем КГД МФ РК Султангазиевым Маратом Елеусизовичем, приостановлены.

Председатель КГД МФ РК Султангазиев Марат Елеусизович подтвердил приостановление Методических рекомендаций и КГД МФ РК ждет предложений по внесению изменений и уточнений в них.

НПП «Атамекен» дал правовую оценку и выступает за отмену методических рекомендаций. Особенно противозаконным считается пункт 7 методических рекомендаций, который гласит: В ходе налоговой проверки работники органов государственных доходов осуществляют проверку соблюдения налогового законодательства на предмет законности отнесения расходов на вычеты при определении налогооблагаемого дохода и в зачет сумм НДС, и при наличии достаточных оснований и доказательств вправе изменить суммы вычетов и зачета НДС без признания в судебном порядке сделок недействительными.



Автор: Дариюша
Добавлено: #9  Пн Сен 30, 2019 08:56:57
Заголовок сообщения:

Ирина Локтионова, доброе утро. Спасибо, теперь еще бы законодатели вникли и поправили..


Автор: Ирина Локтионова
Добавлено: #10  Сб Сен 28, 2019 16:24:47
Заголовок сообщения:

Дариюша, спасибо большое! Текст просто отличный! Раньше казалось, что у налоговиков слишком много прав, а сейчас вообще беспредел какой-то начинается.


Автор: Дариюша
Добавлено: #11  Сб Сен 28, 2019 12:44:55
Заголовок сообщения:

Ирина Локтионова, добрый день

текст мой, я писала письмо в Атамекен для запроса. На общественных началах консультирую по вопросам налоговой безопасности и защите сделок одно профессиональное сообщество.

Я выкладывала пост на эту тему в своем аккаунте рабочем, потом увидела в ФБ пост Сакена. Вас тоже там видела))) Сакен разрешил сделать репост и его статьи в своем инстаграме. Название аккаунта не выкладываю- вдруг подумают, что реклама



Автор: Ирина Локтионова
Добавлено: #12  Пт Сен 27, 2019 18:06:58
Заголовок сообщения:

Дариюша, а чей это текст? Откуда?

Добавлено спустя 24 минуты 38 секунд:

Да, в последнее время часто стали попадаться подобные сообщения, например, в группе "Налоговые консультанты" фэйсбука Мади Садвакасов 17.09.19. написал:
Цитата:
В 2019 году произошли большие изменения по судебной практике. Если последние 3-4 года налоговики активно производили доначисление по причине наличия у компании неблагонадежных поставщиков, то в 2019 активно применяется признание сделки(договоров) недействительными. Это абсолютный лидер среди других причин доначисления налогов в 2019 (исходя из данных полученных из судебных решений).


Вот еще в тему. Сакен Карин, председатель Ассоциации налоговых консультантов, пост в фэйсбуке 24.09.19., группа "Налоговые консультанты":
Цитата:
Два года назад наши налоговики уже пытались протащить в Налоговый Кодекс норму, наделяющую их правом без суда признавать сделки "фиктивными" для налоговых целей. Тогда, на мое удивление, ее не пропустили именно депутаты Парламента.

В настоящее время я являюсь членом совместной рабочей группы Комитета государственных доходов Министерства Финансов РК и АНК №9 «Налоговое администрирование сделок с неблагонадежными налогоплательщиками».

И вот опять!
Комитет государственных доходов в очередной раз хочет присвоить функции суда. Но на этот раз к вопросу получения дополнительных беспрецедентных полномочий они подошли более творчески.

Что же конкретно они предлагают?
А предлагают они наделить себя правом производить АННУЛИРОВАНИЕ электронных счет-фактур путем вынесения решения.
И какое же основание для аннулирования?
Основание лишь одно: если финансово-хозяйственная операция по которой была выписана ЭСФ ПОКАЖЕТСЯ КГД СОМНИТЕЛЬНОЙ, а именно осуществленной без фактической поставки товаров, оказания услуги и работ.
Причем такую процедуру они хотят внедрить и в рамках камерального контроля.

Таким образом, как указано в справочной информации к сравнительной таблице, предлагаемые изменения в Налоговый Кодекс существенно уменьшат нагрузку на суды (!).

Мне кажется или я заблуждаюсь, что ЭСФ внедряли как раз-таки для улучшения налогового администрирования НДС? И что в итоге? Опять в ручном режиме пытаются выявлять "обнал"? И главное: какими непонятными процедурами они намерены это делать?
Опять пострадают добросовестные контрагенты-покупатели!

Так что я хочу сказать?

Хочу сказать, что в последнее время, Комитет государственных доходов пытаясь расширить свои полномочия и любыми способами пополнить бюджет, предлагают абсолютно абсурдные поправки в налоговое законодательство, суть которых противопоставляется не только основополагающим принципам права, но и здравому смыслу. Нужно это останавливать!



Автор: Дариюша
Добавлено: #13  Пт Сен 27, 2019 14:02:29
Заголовок сообщения: Методические рекомендации о некоторых вопросах признания сделок недействительными от 5,09,19г.

База знаний: http://balans.kz/viewtopic.php?p=660613#660613

5 сентября 2019 г. были утверждены Методические рекомендации о некоторых вопросах признания сделок недействительными. В частности, п. 6 рекомендаций гласит о том, что работники УГД в ходе проверок, в т.ч. камерального контроля могут выявлять признаки совершения сомнительных операций.
1. Приложение № 2 к этим рекомендациям в качестве доказательств сомнительности сделки прямо указывает: 4) отсутствие экономической целесообразности совершения сделки, в т.ч. именно рассматриваемым контрагентом.
Не секрет, что для достижения долгосрочного сотрудничества с какой либо компанией, поставщики намеренно снижают цены на свой товар в рамках первых поставок. Или участвуют в поставке, не получая прибыли, или закладывая ее в минимальном размере, а иногда работают и в убыток себе, в рамках так называемых «имиджевых проектов». Теперь, все такие сделки, с минимальной или отрицательной, будут считаться сомнительными. И могут быть аннулированы сотрудником УГД.
По факту получается, что Методические рекомендации прямо противоречат Предпринимательскому кодексу, ст. 26 1.: «Субъекты частного предпринимательства вправе: 4) самостоятельно устанавливать цены на производимые товары, работы, услуги, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан…». И уже сотрудник территориального УГД присваивает себе право поставщика самостоятельно определять цену на свой товар, услугу.

2. Пункт 3) этого же Приложения предусматривает отсутствие, что полного перечня документов это уже факт подтверждения не совершения сделок. В то же время, нигде не указывается, ни в одном НПА, какой перечень документов будет являться для сотрудников УГД полным и исчерпывающим, будет доказательством добросовестности и добропорядочности налогоплательщика. Ведь последняя фраза этого Приложения напрочь перечеркивает любые потуги поставщиков товаров и услуг доказать свою правоту: «Данный перечень указанных обстоятельств не является исчерпывающим». Статья 190 п. 2 пп.6) НК РК тоже выражается очень обтекаемо, невнятно и неконкретно: «…иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и(или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Полагаю, что столь неконкретная формулировка «иные документы» может привести к печальным последствиям.
Во-первых, сотрудники территориальных УГД имея лазейку в виде непонятного перечня, могут иметь инструмент для коррупционной составляющей. Ведь никто не знает, какой именно пакет документ удовлетворит его.
Во-вторых, появляется очень сильный риск, практически кистень, для рейдерских атак в рамках недобросовестной конкуренции. Подставить нормальную компанию на доначисление налогов по причине того, что сделка покажется сомнительной, в рамках сговора между государственным чиновником и рейдером будет очень легко.
В-третьих, по факту получается, что вполне конкретный сотрудник, не являющийся судьей, наделяется судебными полномочиями. Теперь сотрудник УГД будет полномочен решать, кто по его мнению совершил добросовестную сделку, а кто нет. Ведь, по тексту Приложения 1 Методических рекомендаций, даже наличие документов, выданные самим же КГД не будут доказательством добросовестной сделки: «…Доказательствами в качестве подтверждения отсутствия фактического совершения финансово - хозяйственной операции могут быть, в том числе следующие доказательства:
заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (данные по импорту);
декларации на товары (данные по импорту)…»

3. Методические рекомендации противоречат ст. 8 НК РК в части добросовестности налогоплательщика по умолчанию. И нарушают нормы ст. 6 «Принцип определенности»: совершенная неопределенность для налогоплательщика в части документооборота.

По замыслу, Методические рекомендации являются очень хорошим, действенным инструментом для того, чтобы очистить рынок от неблагонадежных налогоплательщиков. Считаю, они помогут сделать налоговый учет еще более прозрачным, как и вся система камерального контроля. Но, неточности в формулировках, неполные и не исчерпывающие , исключающие двойное толкование нормы рекомендаций, скорее будут «медвежьей» услугой для добропорядочного предпринимателя.

Добавлено спустя 38 секунд:

текст НПА

Добавлено спустя 30 секунд:

:( не могу загрузить в приложение файл..

Добавлено спустя 45 секунд:

получится?

Добавлено спустя 3 минуты 5 секунд:

попробую еще раз

Добавлено спустя 25 секунд:

в общем, не могу загрузить



  

Служба поддержки WWW.BALANS.KZ