НК МФ на днях разродился новым письмом:
Цитата: |
Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 1 марта 2010 года № НК-15-19/2359
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан (далее - НК МФ РК) во исполнение пункта 2 Протокола круглого стола, проведенного с Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана на тему «Правомерность применения административных мер в отношении налогоплательщиков», доводит до Вашего сведения следующее.
Частью 2 статьи 210 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность за неперечисление или неполное перечисление налоговыми агентами и иными уполномоченными органами (организациями) удержанных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, подлежащих перечислению в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.
Статьями 145, 161, 195 Налогового кодекса установлено, что удержание сумм налогов производится налоговым агентом не позднее дня выплаты соответствующего дохода, а перечисление осуществляется до двадцать пятого числа месяца, следующего за месяцем выплаты.
Следовательно, налоговым законодательством установлена обязанность налоговых агентов по перечислению удержанных сумм налогов до двадцать пятого числа месяца, следующего за месяцем выплаты соответствующего дохода.
То есть, нарушение срока перечисления удержанных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет образует состав административного правонарушения по указанной статье КоАП, так как в диспозиции отмеченной нормы КоАП установлена административная ответственность за неперечисление указанных сумм в соответствии с Налоговым кодексом.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 14 и пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса налогоплательщик, налоговые агенты обязаны своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обязательство в соответствии с Налоговым кодексом.
Аналогичные нормы предусматривались в Налоговом кодексе, действовавшем до 1 января 2009 года.
Таким образом, факты неперечисления или неполного перечисления налогоплательщиками (налоговыми агентами) сумм налогов до двадцать пятого числа, следующего за месяцем выплаты соответствующего дохода образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 210 КоАП.
Согласно пункту 2 статьи 610 Налогового кодекса сумма пени начисляется и уплачивается независимо от применения других способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания, а также иных мер ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.
Так, за несвоевременное перечисление налоговыми агентами сумм налогов в установленном Налоговом кодексе порядке начисляется пеня.
В свою очередь, согласно части 2 статьи 44 КоАП административное взыскание применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Применение в вышеуказанной ситуации наряду с начислением пени мер административной ответственности соответствует целям административного взыскания.
Кроме этого, НК МФ РК обращает внимание на следующее.
Согласно подпункту 9) части 1 статьи 580 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в иных случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 70 Налогового кодекса при представлении дополнительной и (или) дополнительной по уведомлению налоговой отчетности выявленные налогоплательщиком (налоговым агентом) или налоговым органом по результатам камерального контроля в соответствии со статьями 586, 587 Налогового кодекса суммы налогов, других обязательных платежей, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений подлежат внесению в бюджет без начисления штрафов.
В этой связи, в случае предоставления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности, повлекшего в последующем перечисление налогоплательщиками (налоговыми агентами) удержанных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, с учетом конкретных обстоятельств, имеющих отношение к административному делу, такие лица подлежат освобождению от административной ответственности на основании подпункта 9) части 1 статьи 580 КоАП.
То есть, если налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно выявляет расхождения в подлежащих перечислению суммах налогов и других обязательных платежей и их устраняет, в том числе по результатам камерального контроля, в отношении такого лица меры административного характера по части 2 статьи 210 КоАП не должны быть применены.
Данное разъяснение поручаю довести до сведения нижестоящих налоговых управлений для руководства в административно-процессуальной деятельности.
Председатель
Д. Ергожин
Исп: Хайруллина А. Тел: 71-78-51 |
слышала, что территориальные НО еще в прошлом году стали штрафовать по ст.210 ч.2. зная их нравы, могу предположить, что против письма МФ они не попрут и за доп.начисления штрафовать не посмеют.
посему,во избежание штрафных санкций предлагаю сдавать очередные пустографки, а затем дополнительные с цифрами :D
/до выхода следующего письма/
кому интересно, выкладываю материалы антикоррупфионной экспертизы (Институт Законодательства РК), в частности по ст. 610 НК "Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет"
Цитата: |
Институт Законодательства РК
Во-первых, дано совершенно непонятное определение пени. Пеня – это не «размер». Пеня – это разновидность неустойки.
Во-вторых, не определена правовая природа налоговой пени. Что это – способ возмещения убытка, причиненного государству в результате несвоевременной уплаты налога (такая концепция принята в Российской Федерации), или штраф за несвоевременное неисполнение налогового обязательства?
Если судить из того размера пени, который установлен Налоговым кодексом (в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на каждый день просрочки), то это типичный штраф, причем штраф, который по порядку установления и по порядку наложения и взыскания носит административный характер. Но тогда возникает вопрос, в каком соотношении пени находится с административным штрафом за нарушение налогового законодательства, которое во многих случаях выражается в ненадлежащем исполнении налогового обязательства? То есть имеет место применение двух мер административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Нельзя не отметить явно завышенный размер налоговой пени. Скажем, в Российской Федерации этот размер составляет лишь 1/300 ставки рефинансирования. Следовательно, размер пени, установленный в Казахстане, превышает размер пени, применяемый в России за аналогичные деяния, в 757 раз.
Если, скажем, ставка рефинансирования установлена Нацбанком Казахстана в размере 10 %, то размер пени будет составлять 25 % за каждый день просрочки. Это означает, что уже за четыре дня просрочки размер пени сравняется с суммой самого неуплаченного налога (т. е. с размером недоимки), и в дальнейшем пеня превращается в источник чистых доходов бюджета.
Таким образом, размеры пени, установленные Налоговым кодексом, позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, размеры пени, предусмотренные Налоговым кодексом РК, однозначно свидетельствует, что она не выступает способом возмещения ущерба, причиненного государству в результате несвоевременной уплаты налога. Столь же однозначно можно утверждать, что пеня в ее нынешнем размере выступает как санкция за совершение налогового правонарушения, где основной функцией пени выступает ее карательная функция. Иначе говоря, установлена еще одна разновидность административного штрафа за нарушение налогового законодательства, одновременно пеня выступает не только мерой наказания, но и способом получения фискального дохода.
Отметим также, что такого рода пеня, являясь по существу разновидностью административного штрафа, применяется наряду с административным штрафом, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях, штрафом как меры уголовного наказания, предусмотренного Уголовным кодексом РК. В итоге имеет место привлечение лица за одно и то же налоговое правонарушение сразу к двум штрафам: одному - пеней, другому, выступающему в качестве меры административной или уголовной ответственности.
Следует сказать, что двойное привлечение к ответственности в виде пени, предусмотренной Налоговым кодексом, и одновременно к ответственности, предусмотренной КоАП или УК, противоречит конституционному принципу справедливости юридической ответственности. |
|